Версия сайта для слабовидящих

Методическме рекомендации для родителей

Ханты-мансийский автономный округ
Муниципальное образование «Березовский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинушка»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(для родителей)

Выполнила:
Учитель - логопед
Велижанцева Татьяна Викторовна

Игрим
2008

Проблема развития речи у детей стоит настолько остро, что переоценивать ее актуальность довольно трудно. С каждым годом становится все больше детей не только с дефектами речи, но и с задержкой речевого развития. По данным статистики в России, за последние годы, к школьному обучению приступают дети в 72% случае имеющие низкий и средний уровень развития связной речи. В подростковом возрасте очень часто стали встречаться случаи, когда словарный запас детей насчитывает около 800 слов, при минимальной норме 4500 тысячи. Это в первую очередь связанно с тем, что дети общаются посредством СМС - сообщением, короткими посланиями в интернете. Во многих странах стали приниматься федеральные программы по развитию и сохранению речи у подрастающего поколения. У нас в стране первыми коснулись этой проблемы логопеды и учителя. А работодатели были вынуждены в «Листе профессиональных требований к работнику» ввести пункт: - грамотное владение речью.

Так что же такое «связная речь?»- это высшая форма развития речи, при которой взаимодействуют мыслительная и речевая деятельность человека. Самое важное, что спонтанно в процессе «живого общения», она не формируется, и поэтому необходимо специальное обучение основным видам связной речи – описанию, объяснению, рассказу. Обучение введению и развитие монологической речи. В последнее время меня как специалиста настораживает тот факт, что дети не могут слушать собеседника, будь то взрослый или сверстник. Очень негативно реагируют, если педагог разделяет свое внимание в беседе на нескольких детей, перебивают, начинают говорить очень быстро, отвлекаются от темы разговора, часто даже плачут, только бы привлечь внимание взрослого к своим высказываниям. Речь одна из важных линий развития ребенка. Это чудесный дар природы, но он не дается человеку от рождения, должно пройти время и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речь одна из важных линий развития ребенка. Это чудесный дар природы, но он не дается человеку от рождения, должно пройти время и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

После проведения индивидуальных собеседований с родителями и педагогами начальной школы по проблемам развития связной речи, наше дошкольное учреждение провело анкетирование для родителей, где были выявлены следующие причины:

  1. В семье ребенок, начиная делиться своими впечатлениями, часто слышит «Не мешай, я занята», «Говори быстрее, мы смотрим кино» и примеров масса.
  2. «Собеседником» ребенка стали компьютер и телевизор, которые в принципе перегружают детскую психику неимоверно, но не требуют, ни слова в ответ.
  3. Взрослые в 78% случаев не интересуются мнением ребенка, или слушают ребенка откровенно не внимательно, ребенок, чувствуя фальшь, перестает выбирать родителей в собеседники.
  4. В семьях перестали беседовать друг с другом. Если обсуждаются какие-то темы, они просто ставятся в ранг проблемы, обсуждение которой сводится к крикам и ругани.
  5. Причиной быстрой, лихорадочной речи или в других случаях молчание детей стала боязнь детей, что его перебьют или просто недослушают.

Выявив эти недостатки в общении взрослых и детей, мы определили: наше дошкольное учреждение определило второе направление- это регулярное и качественное взаимодействие с родителями. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». Для этого с неподдельным вниманием, терпением расспросите его о впечатлениях от мультфильма, игры, о событиях, случившихся в детском саду, детской площадке, спортзале, магазине и т.д. Направляйте сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло, придерживайтесь темы разговора, задавая наводящие вопросы. Разговор не должен быть долгим, так как ребенок не может удерживать длительно внимание на чем-то, но в конце общения обязательно похвалите ребенка, даже фраза «какой ты молодец! Мне было с тобой интересно разговаривать!» послужит стимулом поговорить еще раз с вами, а потом и с другими людьми. Необходимо научить ребенка слушать собеседника, понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственную связи. Слушая сказку, ребенок с раннего возраста должен понимать, что нельзя рассказывать о том как Репку вытянули, а потом посадили. Учите ребенка давать на вопрос правильный полный ответ.

Зачастую дети, не зная правильного ответа, начинают на ходу сочинять его на несуществующий вопрос. Ваша задача тактично вернуть ребенка к теме разговора и подсказать, объяснить вопрос. А затем закрепить полученные знания вопросами типа «А как ты думаешь репка это фрукт или овощ?» «Почему?». Прослеживанию последовательности событий очень помогает составлению ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа не позволяющий отклониться в сторону от основной нити повествования. Я могу порекомендовать для занятий прекрасную, испытанную временем книгу «Сказки» В. Сутеева. Затем задания усложняются. Вы читаете ребенку рассказ и предлагаете самостоятельно подобрать сюжетные картинки или героев, которые иллюстрируют прочитанный материал. Это упражнение не только учит ребенка выстраивать самостоятельную сюжетную линию, но и развивает внимание, память, логическое мышление.

Можно нарочито «ошибаться» в составлении серии, ребенок самостоятельно поправит порядок действия и получит дополнительный стимул к занятиям и уверенность в своих силах. В современной методической литературе предлагается еще вот такой прием: составление рассказа с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый и т.д.

Задания эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Вы можете предложить ребенку найти «пропавшую»картинку, определить порядок, найти лишнюю картинку, оставшиеся составить в соответствии с логикой протекания событий. «Распутать две сюжетные канвы, причем предлагаются сюжеты диаметрально противоположные. Например – события происходят в разные времена года «Делают снежную горку – собирают в лесу грибы».

Задания на развитие замысла. Сначала дети самостоятельно придумывают рассказ по сюжету, потом самостоятельно рассказывают о событиях, впечатлениях изменяя ход событии и финал, начало рассказа. Прекрасный результат дают игры типа «Мины» когда вы жестами показываете события, описываете предмет с его свойствами и функциями, а ребенок рассказывает о ваших стараниях, причем, всегда спрашивайте: «А как ты догадался, что я кошку изображал?». Прекрасно дети чувствуют, реагируют в играх – небылицах.... Например: Незнайка говорит « Я взял сачок и поймал слона!» или «На лыжной прогулке я любовался в лесу красивыми пальмами». Причем в данной ситуации можно научить не, только объяснять, находить логические закономерности, но и тактично исправлять собеседника.

На мой взгляд, еще необходим важный аспект: развитие чувства юмора. Легкий, позитивный, контактный человек с хорошим чувством юмора в общении с другими людьми, в построении своего личного статуса может достичь очень многого. В силу своей эгоцентричности ребенок, зачастую не в силах понять своих ошибок в речевом развитии, он искренне уверен что говорит правильно, идеально и имея по нескольку дефектов речи, рассказывая сюжет любимого мультфильма много раз повторит «а знаете что?» , «ну вот» и конечно классическое «Блин» быть уверенным что даже другие дети должны говорить так же. И тут на помощь приходит видеокамера. Стараюсь поймать момент видеокамерой, как ребенок говорит, рассказывает, общается с другими детьми. Потом мы просматриваем с ним, с его родителями снятую видеосъемку. Анализируем, решаем, как нам быть с уже лежащими на поверхности проблемами, и сохраняем нашу видеозапись. По окончании коррекционной работы снова ведем видеосъемку, можете мне поверить, радости и родителей и детей нет предела, разница не только видна, но и слышна! Я надеюсь, что эти советы помогут сделать речь вашего ребенка ярче, грамотней.

«Этапы речевого развития ребенка»

Примерный возраст

Умения ребенка

4 месяца

Произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г" (гулит).

8 месяцев

Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.

10 месяцев

Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба", "мамама" (лепечет).

1 год 2 месяца

Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.

1 год 6 месяцев

"Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

1 год 8 месяцев

Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас.

1 год 10 месяцев

Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.

2 года -
2 года 2 месяца

Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке".

2 года 2 месяца -
2 года 6 месяцев

Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги.

3 года

Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание.

4 года

В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

5 лет

В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

6 лет

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» Разработка и поддержка сайта