Версия сайта для слабовидящих

Консультации

Консультация учителя-логопеда №1

Ребенок обычно подражает вашей интонации. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, как используются речевые обороты, оттенки голоса, мелодика. Для развития голосовых возможностей можно брать самый разнообразный материал. Очень удобно говорить от лица персоножей детских сказок, рассказов. Вот, например, при чтении «Федорина горя» К. Чуковского перед вами открываются просто неограниченные горизонты. Одна только фраза: «И чайник сказал утюгу: «Я больше идти не могу!» С какой интонацией можно ее можно произнести. И таких примеров можно привести очень много. Показывайте ребенку картинки с изображением разных говорунов и имитируйте голоса.

Полезно иногда пошептаться, особенно если вы не просто даете задание, а играете, и шепот – это часть игры. «Сказка о глупом мышонке. С. Маршака идеально подходит развития речи. Взрослый и ребенок пробует говорить то громче, то тише, используя звукоподражание, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказался глупый мышонок и его неосмотрительная мама. «Теремок», «Колобок», «Репка», прочие сказки, где есть повторяющиеся выражения и обороты, легко усваиваются малышом и способствуют развитию выразительности. Ребенок пытается передать интонацией свои собственные чувства. Привожу в пример несколько потешек:

Мышка тихо пропищала
«Сыра я поела мало…»

На весь лес медведь ревет:
«Где же мед? Ну, где же мед?»

Грустно прошептал зайчишка:
«Потерялась кочерыжка».

Бобр бобренка отчитал:
«Мало веток наломал!»

Глухо ухает сова:
«Разболелась голова».

Мы стараемся научить малыша правильно дышать, выразительно говорить, не торопиться при речи. Родителей обычно волнует то, как ребенок произносит звуки. Приходя на прием к логопеду, мама часто обращается с просьбой «исправить дефекты», «поставить звуки». Основная масса дефектов звукопроизношения к четырем годам специалистами называется «физиологическим косноязычием» и не подлежит исправлению. Если будет необходимость с логопедом вы встретитесь позже, а в данном возрасте закрепляйте произношение звуков, которые должны быть у ребенка. Проверяйте, у вашего ребенка следующие звуки: «п», «б», «т», «д», «к», «г», «х», «ф», «в», «м», «н», «с», «з».

Для этой работы вам понадобятся определенное количество картинок, иллюстраций, игрушек и текстовый материал – чистоговорки, потешки, стихи, загадки, сказки.

Предлагая малышу сюжетную картинку, с изображением предметов, содержащих в названии звук, который вы закрепляете, не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть называет, составляет рассказ. Лучше помогите рассказу стать естественным, живым.

Итак, к 4 годам ваш малыш:

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов.
  • Начинает употреблять сложные упражнения.
  • Говорит предложениями из 4-5 слов.
  • Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?».
  • Использует выражения типа: 2я думаю, что…». И «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
  • Правильно произносит звуки


Консультация учителя-логопеда №2

Логопеды всегда советовали обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. На шестом году ребенку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств. Речь идет о прилагательных в сравнительной степени, о наречиях, о передаче оттенков цвета. Дайте ребенку пощупать теплую батарею, пусть степень ее нагревания обозначаются словом «горячий». А вот кастрюля с сваренным борщом гораздо горячее. Попутно проводите инструктаж по соблюдению правил безопасности, что можно трогать, а что нельзя. Ребенок обычно осваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется организация живого знакомства с названиями также учить ребенка живому общению со словом. Как сделать так, чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даете ребенку апельсин, весь круглый, крепкий, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На что похож апельсин? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребенка. Предлагайте ребенку придумать рифмы. Ваша цель – не обучение стихосложению. Вы просто даете возможность ворошить слова, перебирать их, подбирать наиболее точные варианты. Например, так:

Если мамы дома нет-
Кто сготовит нам (обед)?
Нужно мамочке помочь –
Помогает маме (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи порезана (капуста).
Ножик режет очень ловко –
В щи отправилась (морковка).
И, конечно же, (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы (приправу).
Только входит мама в дом –
Мы к столу ее (ведем).


Консультация №3

Логопеды неоднократно говорили, что ребенку нужно видеть, воспринимать предмет или явление для того, чтобы обозначающее его слово вошло в речь. На шестом году уже можно и обойтись без организованного показа, ребенок наблюдает сам и сам делает выводы об увиденном. Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра «Подбери слово.

Щука плавает, а снегирь? (летает).

Гусеница ползает, а заяц? (скачет)

Журавль курлыкает, а ворона? (каркает)

Мышь живет в норе, а сова? (в дупле)

Самолет летит в небе, а корабль? (плывет по морю)

Медведь любит мед, а заяц? (морковку)

Карась плавает в пруду. А дельфин? (в море)

У кошки котята, а у собаки? (щенки)

Ребенку нравиться примерять к своей речи новые слова,. Словообразование великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые возможности маленького человека растут стремительно.

Игра «Объяснялки»

Животные, которое носит своего детеныша в сумке на животе и передвигается прыжками (кенгуру)

Сумка для школьных принадлежностей (портфель)

Детеныш свиньи (поросенок)

Инструмент для копания (лопата)

Птица, которая всех будит по утрам (петух)

Рассказывая, ваш ребенок не только передает информацию, но и показывает, как он сам относится к тому, что говорит. Старайтесь развивать это, интересуйтесь мнением ребенка, спрашивайте, почему он так думает.

Занятие №10.

Тема: «Что такое монолог и диалог?»

Цель: 

  1. Формирование понятие монологической и диалогической речи «Культуры общения»
  2. Развивать умение слушать и понимать обращенную к ребенку речь.
  3. Закрепить правильное звукопроизношение, четкую ритмику, нормальный темп речи.
  4. Понимание и использование в речи слов-антонимов.
  5. безопасность общения (правила общения с незнакомыми людьми).

Материалы оборудования: мяч, воздушные шары, два телефонных аппарата.

Ход занятия:

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика (формирование длительного речевого выдоха)
  2. Логопед: Что такое монолог очень просто. Это когда говорит один человек и никто его не перебивает. А что такое диалог? Это когда два человека разговаривают друг с другом. Представьте, что вы разговаривайте по телефону. Диалог у вас происходит или монолог? Теперь представьте, что вечером вы рассказываете маме, как прошел день, а оно молчит, слушает. Диалог это, или монолог?
  3. Тренинг «Телефон» Моделируем ситуацию телефонного разговора.
  1. Учим детей правильно вести диалог по телефону. Кратко задавать вопросы и составлять адекватные ответы.
  2. Безопасность общения (Не разговаривать с незнакомыми людьми. Не сообщать посторонним о том, что находишься один дома без присутствия взрослых)
  3. Физкультминутка: Дети становятся парами. С разной интонацией произносим фразу «Здравствуй друг! Как я рад, что ты пришел». Меняем партнера.
  4. Когда мы разговариваем, как нужно себя вести? А теперь поговорим о вежливых словах. Они показывают всем, как вы уважаете друг друга, что вы воспитанные дети. Вежливый человек знает не только слово «здравствуйте» но и…….Доброе утро!

Добрый день!
Рада вас видеть!
Не только «пока» но и……..До свидание
До скорой встречи
Всего доброго
Не только «дай» но и ………Будь добр, дай пожалуйста
Разрешите мне…..

6. Дидактическая игра «Слова наоборот».

Логопед: я бросаю мяч и говорю слово, а вы возвращаете мяч обратно, называете противоположное по значению.

7. Поведение итогов: ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Сколько добрых, хороших слов мы услышали друг от друга. В знак благодарности, я дарю вам эти воздушные шары.

Дата проведения: 08.11.2007 год. Продолжительность занятия 25 минут.


Открытое занятие №7 средняя группа.

Тема: «Вкусное варенье!»

Задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Пополнение активного и пассивного словаря. Понимание значения слов.
  3. Умение слушать и понимать обращенную к нему речь.
  4. Согласование в речи числительных и существительных.
  5. Развитие внимания, волевых усилий, памяти.

Материалы и оборудование: Корзина с овощами и фруктами. Картинки предметные с изображением ягод. Варенье из малины, клубники. Шарф. Ложки по количеству детей. Музыкальный центр.

Ход занятия:

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика (формирование усиленного, короткого выдоха. Дидактическое пособие «Осенний листочек».
  2. Беседа об осени. Изменение в живой и не живой природе. Составление рассказа об осени по схеме. (пособие Р.А. Кирьяновой).
  3. Дидактическая игра «Разложи предметы». Дети раскладывают по корзинам овощи и фрукты. Предлагаем ребенку с завязанными глазами определить на вкус предложенный фрукт или овощ. Описать вкусовые ощущения, запах.
  4. Физкультминутка: «Незнайка пошутил» Логопед произносит текст, логически неверные словосочетания, дети его исправляют.

  • расческой чистят зубы
  • полотенцем намыливают руки
  • ложкой нарезают хлеб и т д.
5.Логопед: Осенью созревают не только фрукты, но и ягоды. Послушайте стихотворение и скажите, почему не прибавилось в корзине?

Ну а мы собрали много ягод и сварили много варенья. Давайте с вами попробуем и определим, из каких ягод оно сварено. Теперь выбирайте картинку, на которых изображены ягоды вашего любимого варенья.

  1. Подведение итогов.
  2. Дата проведения: 10.10. 2008 год

Продолжительность занятия 20 минут.


Родительское собрание подготовительная группа

Тема: «Речевой калейдоскоп».

Цель:

  1. Развитие словотворчества детей.
  2. Обучить родителей проведению словарных игр и тренингов.
  3. Совершенствовать работу с семьей.

Форма проведения: Викторина для детей и родителей.

Предварительная работа: Сочинить сказку вместе с детьми. Видео съемка детей «Объяснялки».

Материал и оборудование: Дипломы семьям активно учавствующим в коррекционной работе с детьми. Призы за лучшие сказки. Музыкальный центр. Шары для украшения зала.

Ход викторины.

  1. Логопед: Ребята скажите, что такое калейдоскоп? Сегодня мы будем играть в разные игры. Но необыкновенные игры, а со словами. На нашем празднике будут слова играть, сверкать и переливаться, как в настоящем калейдоскопе. Итак, мы делимся на две команды и придумываем название каждой из них. Посмотрите, какой красивый принесла конверт нам птица Говорун. А в письме задание.
  2. Игра «Попробуй угадай» Участникам предлагается с завязанными глазами назвать предмет. Победит тот, кто лучше всех опишет фант (шоколад, апельсин, духи, чупа-чупс, ваниль)
  3. Физкультминутка «Цапля». Дети и родители становятся на одну ногу, руки в стороны. Удерживаем равновесие. Затем закрываем глаза.

Очень трудно так стоять

Ногу на пол не спускать.

И не подать, не качаться.

За соседа не держаться.

4.Представление своих сказок родителями идетьми

5. Просмотр фильма «Объяснялки»    

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» Разработка и поддержка сайта