Версия сайта для слабовидящих

Индивидуальная работа с воспитанниками

Индивидуальная работа с воспитанниками по художественно – эстетическому развитию дошкольников под руководством С.Н. Деменьшиной - «Волшебная мастерская».

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуман­ный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в раз­ные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это зло й Бармалей, приехавший из Африки на по­иски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не прав­да ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драго­ценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и пред­меты», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремле­ние посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — откры­тие, каждый новый навык— достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие поня­тия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ре­бенок использует возможности ритма и цвета, не имея предва­рительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыра­жения, творчества и поисков способов передачи своих ощуще­ний, чувств, переживаний.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Продуктивная деятельность – изобразительное искусство и художественный труд. Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество.

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является одним их приоритетных направлений. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования культуры личности. Ручной труд помогает усвоению знаний, умений, навыков, развивает способности к творчеству.

Программа кружка «Волшебная мастерская» основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности.

Настоящая программа описывает курс подготовки по ручному труду детей дошкольного возраста 3— 7 лет (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе комплексной программы «Детство» для МБДОУ с учетом обновления содержания по парциальным программам.

Период кружковой работы –  18 часов в год, общий срок обучения – четыре года

Режим работы. Кружок проводится  два  раза  в месяц по 20 минут- младшая и средняя  группы, 30 минут- старшая и подготовительная группы .

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей НОД включает в себя следующие виды деятельности:

1.       Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео- и диафильмов». Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2.      Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Её цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству , целостности.

3.       Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованы сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих  природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево, проволока, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы.

По содержанию практические занятия в основном делятся на изобразительное искусство (живопись, графика) и художественный труд (конструирование, аппликация, коллаж).  Данная программа — результат пятилетней работы с детьми дошкольного возраста в условиях изобразительной студии Дошкольного Образовательного Учреждения. Она предполагает проведение интегрированной образовательной деятельности с использованием различных видов коллажа.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.      

     Цель программы. Создание  условий для всестороннего развития личности и формирование творческих способностей детей  посредством художественно - творческой  деятельности.

       Задачи:

Образовательная:

·         дать теоретические сведения о возможностях использования различных материалов в художественном творчестве;

·         дать простейшие конструкторские навыки;

·         формировать способность оценивать результаты труда;

·         дать представление об основных инструментах;

·         научить детей самостоятельно создавать красивые вещи, используя выразительные возможности различных материалов.

Развивающая:

·         формирование способностей к экспериментированию,

·         развивать самостоятельность и интерес детей к художественному творчеству;

·         развивать ручные умения, мелкую мускулатуру рук;

·         раскрывать творческие возможности каждого ребенка;

·         Развивать воображение, фантазию, целеустремленность, аккуратность, самоконтроль.

Воспитательная:

·         воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

     Программа построена на основе занятий по видам кол­лажа в изобразительной студии, которые чередуются с «мини-лекциями», включающими в себя иллюстративный материал (слайды, репродукции, видеофильмы) и знакомст­вом с экспозициями в музеях или на выставках.

Программа включает в себя широкое использование ил­люстративного материала и музейных коллекций; работу по сравнительному анализу произведений различных видов ис­кусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методи­ческих пособий, дидактических игр и художественных произ­ведений детей для создания тематических выставок, являю­щихся мотивацией детского творчества и итогом работы пе­дагога. Кроме того, детские рисунки могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1.    Принцип поэтапностии интеграция образовательных областей «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с уче­том возрастных особенностей ребенка. Если приступать к ос­воению этапа минуя предыдущие, то работа может не прине­сти ожидаемого результата.

2.    Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3.    Принцип сравнений подразумевает разнообразие ва­риантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной те­ме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой спо­собности к ассоциативному, а значит, и к творческому мыш­лению.

4.    Принцип выбора в творческом взаимодействии взрос­лого и ребенка при решении данной темы без каких-либо оп­ределенных и обязательных ограничений.

 

Специфика материала. В младшей группе предпочтение отдается гуаши, бумаге. В средней группе используются ткань, вырезки из журналов, пуговицы. Для старшей  и подготовительной группы характерно сво­бодное сочетание живописного изображения с объемными ма­териалами.

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Работа над колла­жем ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительно­го материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересован­ность в продолжении занятий. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Все три этапа обучения имеют свои особенности и твор­ческие задачи.

Первый этап — «Путешествие по стране Фантазии»

(младший возраст).

Цель: развитие у детей интереса к изобразительному искусству.

Второй этап — «Мир предметов и вещей» (средний воз­раст).

Цель: знакомство с различными техниками выполнения работ.

Третий этап — «Я — художник» (старший возраст).

Цель: самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа, свободное использование различных техник, свободное творчество.

Индивидуальная работа с воспитанниками по экологическому образованию дошкольников под руководством Г.А. Серго -«Капитошка»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед нами, педагогами, встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоиспользования. Ребёнок должен овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой, что обеспечит становление своего мировидения, личностный рост в экологическом образовании.

В последнее время в Ханты – Мансийском Автономном Округе много внимания уделяется  экологическому образованию детей дошкольного возраста. Систематически проходят организованные акции: «Спасти и сохранить», «Удивительное рядом», окружной экологический марафон «Моя Югра – Моя Планета».

На сегодняшний день организация образовательного процесса по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  используется неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточными теоретическими знаниями педагогов, нехваткой методической литературы и наглядных демонстрационных материалов, и что самое главное – отсутствием направленности на данный вид деятельности.

Занятия по экологическому воспитанию в МБДОУ проводятся 1 раз в неделю (первое теоретическое, второе практическое). Всего 36 занятий в год. Мониторинг проводится 4 раза в год.

Особенностью курса является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию национально-регионального компонента.

Программа составлена с учетом реализации образовательных областей.

1.     «Познавательное развитие».

2.     «Речевое развитие»

3.     «Социально – коммуникативное развитие»

4.     «Художественно – эстетическое развитие»

5.     «Физическое развитие»

 

Задачи:

1.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

3. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.

 

Календарно-тематический план работы:

Тема 1. «Неживая природа осенью»

Тема 2. «Растительный мир осенью»

Тема 3. «Животный мир осенью»

Тема 4. «Человек и природа»

Тема 5. «Экосистема – лес»

Тема 6. «Неживая природа зимой»

Тема 7. «Растения зимой»

Тема 8. «Животный мир зимой»

Тема 9. «Природа и человек»

Тема 10. «Неживая природа весной»

Тема 11. «Растения весной»

Тема 12. «Животный мир весной»

Тема 13. «Природа и человек»

 

Содержание воспитательно – образовательной работы

·        Изучение методической литературы;

·        Диагностика развития детей в экологическом воспитании;

·        Планирование работы в мини-лаборатории и Уголка природы;

·        Изучить методику проведения  экологической тропы, моделирования, опытов и экспериментов;

·        Приобрести демонстрационный материал: Карты, энциклопедии, журналы. Оборудование в мини-лабораторию;

·        Составить тематическое планирование по развитию экологического образования детей;

·        Изучить методику с учётом возрастных особенностей детей по экологическому воспитанию;

·        Привлечь родителей к сотрудничеству  помощь в работе по экологическому воспитанию;

·        Составить досуговую деятельность, родительский всеобуч;

·        Анкетирование родителей;

·        Мониторинг детей.  Составить картотеку стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, загадок по данной теме;

·        Проведение семинара «Экологическое образование в детском саду» (Н.А.Рыжова);

·         Оформление информационных стендов для родителей, памяток, брошюр, консультаций, выставок педагогической литературы, художественной литературы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания.

·        Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

·        Индивидуальные консультирования родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

·        Групповые практические занятия для детей;

·        Досуговые оздоровительные мероприятия для детей;

·        Система развивающих игр: игровые ситуации, дидактические игры, подвижные спортивные игры;

·        Тематические беседы наблюдения;

·        Занятия;

·        Тематическое чтение художественной литературы;

·        Художественно-музыкальные этюды;

·        Познавательная активность детей;

·        Сравнительный анализ данных первичной и вторичной диагностик;

·        Итоговое консультирование родителей;

·        Итоговое интегрированное родительское собрание

 

Индивидуальная работа с воспитанниками по развитию художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с родным краем под руководством О.В. Весниной - «КРАСКИ СЕВЕРА».

 

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность. Программа предлагает курс занятий по программе художественного воспитания, обучения и развития детей, которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем.Художественный образ, лежит в основе педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем. Накапливание эстетического опыта и является центральным, связующим звеном в становлении художественного образа у дошкольников, который происходит на основе практического интереса о жизни в своем родном крае – Югре.

Программа «Краски Севера» по развитию детей 5 – 7 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно – эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с Севером.

Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное, социально – коммуникативное развитие.

Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.

Задачи:

-расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительной деятельности;

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с родным краем;

-формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

-совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности; воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Степень новизны Программы.

Новизной данного инновационного опыта является организация проектной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, позволяющая вовлечь родителей, специалистов в образовательный процесс.

Программа выстроена по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: информационные, коммуникативные технологии, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; интеграция образовательных областей (объединение нескольких видов деятельности для более успешного усвоения материала); здоровье сберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье в процессе увлекательных дел.

Целевые ориентиры

В ходе прохождения курса программы обучения дети дошкольного возраста познают культурные ценности, проявляют интерес к окружающей действительности, легче понимают и принимают культуру и ценности родного края через средства познания окружающего мира, а именно:  художественно – изобразительную, проектную деятельность. Дети свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков, применяют нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Владеют техническими умениями и навыками в изобразительной деятельности. А так же получают эмоциональное удовлетворение от занятий по изобразительной деятельности,  отображают красоту окружающей действительности малой Родины, Севера на листе бумаги, развивают свое творчество.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращениек отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. О воспитании у дошкольников причастности к духовным и культурным ценностям России говорится и в обновлённом Законе об образовании. На мой взгляд, именно система знаний поможет моим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, её духовности, национальных традиций русского народа и родного края.

 

Индивидуальная работа с воспитанниками по патриотическому воспитанию дошкольников  под руководством С.В. Пищаевой

 

Рабочая программа кружковой деятельности разработана на основе парциальной программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и методического пособия «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой в соответствие с ФГОС ДО.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре.

Задачи:

Воспитательные:

• формировать у детей уважительное отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;

• воспитывать коллективизм;

• воспитывать усидчивости, аккуратности, ответственность;

• формировать основы праздничной культуры в традициях старинного русского народного гостеприимства, старинного гостевого этикета;

• формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;

Развивающие:

• расширять кругозора дошкольников;

• развивать творческие способностей и эмоциональную сферу детей;

• развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;

Обучающие:

• способствовать овладению детьми знаниями о предметах русского быта через экспозиции мини-музея «Горница»;

• знакомить детей с бытом, фольклорными произведениями,обрядами праздников, традициями и обычаями русского народа;

• создать у детей определенный запас знаний русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр;

• обучать народным играм, праздничным обрядам;

• способствовать овладению детьми некоторыми действиями при изготовлении предметов народного прикладного искусства;

• обогащать словарный запас детей.

Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный  программой,  распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное  содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 3 года.

 

Индивидуальная работа с воспитанниками по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста от 5 до 7лет под руководством Е.В. Леонтьевой Дружба начинается с улыбки».

 Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

     Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность личности регулируется соподчинёнными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка. Программа разработана на основе  Примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» (Под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова).

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это интегрированные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы:

·         создание условий для благоприятного эмоционального климата в группе сверстников;

·         формирование и закрепление положительных установок в сознание детей;

·         Развитие межличностных отношений в группе детского сада.

Задачи программы:

·         Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

·         Развивать  язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых средств общения, существуют и другие средства общения.

·         Познакомить  с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

·         Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации программы

В  работе с детьми старшего дошкольного возраста я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Планируемые результаты

Старшая группа

Целевые ориентиры:  

? Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

? Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

? Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в  игре, общении;

? Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

? Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

? Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

? Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

? Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

? Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

? Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам  во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

? Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,  пытается самостоятельно придумывать объяснения к поступкам людей;

?  Обладает начальными знаниями о себе, о  социальном мире, в котором он живёт;

? Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с Октября по Март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Сентябрь, Апрель - диагностика.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей или участниками образовательного процесса  является вся группа.

 

 

Методические рекомендации по работе с программой.

СТРУКТУРА  НОД:
1. Постоянный ритуал приветствия.
2. Беседа по теме.
3. Этюды (по необходимости)
4. Свободное или тематическое рисование (по необходимости)
5. Обсуждение с детьми. 
6. Ритуал окончания занятия.

     Занятия проводятся в групповой комнате, в которой все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

    В начале и в конце тренинга используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга, игры.

  Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Воспитатель должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.
Задания можно дополнять, менять, самим придумывать игры и упражнения. Виды заданий, составляющих занятия могут повторяться, усложняться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу. Занятия проводятся в кругу.
- Слушание должно быть активным.
- Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению.
- Все этюды выполняются вместе с детьми, не делайте замечаний! Все дети успешны
- На данных занятиях воспитателю надо быть актёром. Дети очень верят в образ и обязательно ответят чувством на чувство.
- Начало занятий часто будет одинаковым, своеобразным ритуалом: дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятно!
- Заканчивать занятие целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдёт куплет песни, добрые слова прощаний.
- На занятиях старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие и рассудительность принесёт здесь больше пользы.
- Если у детей возникает потребность повторить игры, этюды в повседневной жизни не отказывайте им. В течение всей недели поддерживайте интерес к предстоящему занятию.
- Элементы ИЗОтерапии, музыкальных игр не должны дублировать музыкальных занятиях и занятий по изодеятельности.
- Главное для педагога -  эмоциональное выражение ребёнком своих чувств,

развитие творческого начала.
- Не беседуйте с детьми о том, что они плохо представляют. Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.
- Можно предоставить детям возможность самим моделировать ситуацию.
- До начала занятий подготовьте место для общения в кругу - мягкие пуфики, стульчики.
- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.

Взаимодействие с родителями.

Одна из важнейших задач – помочь родителям создать модель позитивных взаимоотношений с детьми. Поэтому очень важно установить тесные контакты, с родителями взяв за основу принципы: целенаправленность, системность, доброжелательность, открытость, учёт опыта родителей.

Формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные консультации, наглядная информация, анкетирование, обмен опытом семенного  воспитания, совместные праздники, театрализованные развлечения, выставки.

Структура программы

Программа "Дружба начинается с улыбки"  состоит из трёх разделов:

"Я и эмоции"Содержание этого раздела поможет понять  эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

"Я+Я"Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

"Я и моё окружение"Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

 

Индивидуальная работа с воспитанниками по развитию мелкой моторики дошкольников  под руководством Е.В. Леонтьевой. «Умелые пальчики».

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребёнку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком с нарушением зрения двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности.

Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Программа разработана на основе  Примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» (Под редакцией Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова).

Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа направлена на всестороннее развитие, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно - практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе должны проводятся в игровой форме.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Продолжительность одного занятия или игры  не должна превышать 15- 20 мин, во вторую половину дня.

Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Цель программы: развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи программы:

Коррекционные:

1.Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приёмам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивиющие:

1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

Предметно - практических действий.

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

 

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

? Массаж кистей рук.

? Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

? Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами). 

? Рисование,  лепка, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация.

? Рисование через кальку.

? Раскрашивание рисунка.

? Игры и действия с мелкими предметами.

? Узнавать предметы на ощупь.

? Работа с крупой, фасолью, горохом.

? Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

? Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

Программа предусматривает работу по четырем разделам:

1.Раздел «Пальчиковая гимнастика».

2.Раздел «Умелые руки».

3.Раздел «Графика».

4.Раздел «Волшебные игры».

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж

которых, положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Умелые руки» дети знакомятся с техникой рисования, лепки, конструирования, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.

В разделе «Графика»  дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребёнок учится правильно держать карандаш и кисть.

В разделе «Волшебные игры»  дети совершенствуют двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико - пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный  этап.

Посвящён решению следующих задач:

а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, бусами, солёным тестом, глиной, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;

б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

2. Коррекционно - развивающий этап.

Направлен на достижение основных задач программы.

3.Заключительный этап.

Направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий и игр.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3. Творческое применение изученных техник, приёмов и материалов в

художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Форма организации детей

Дополнительная образовательная программа «Умелые пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Численный состав группы не должен превышать 3-5  человек. Продолжительность занятия     15-20 мин.

Каждое занятие состоит из 5-6 частей:

Вводная часть – 3-5 минут.

Основная часть – 10-15 минут.

Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей – групповая, индивидуальная.

Вводная часть.

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приёмы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объёма движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребёнка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, чёткие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: лёгкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Основная часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно -моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приёмы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с массажным мячом, еловыми или сосновыми шишками а также следующие упражнения:

- шнуровка;

- прищепки; липучки; крышки; пуговицы;

- обведение рисунка по контуру, копирование;

- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из пластилина, солёного теста, глины;

- рисование пальчиками, ватными палочками, листьями и т.д.

Заключительная часть.

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

 

Условия реализации программы

Занятия рассчитаны для детей 3 — 4 лет. Кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 15-20 минут.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:

- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);

- наборов счётных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- природного материала для самомассажа (сосновые и  еловые  шишки);

- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

 

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны знать:

? приемы самомассажа рук;

? названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;

Уметь:

? соизмерять, подчинять движения контролю взора;

? владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

? выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

? пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

? изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

? работать с трафаретами;

? застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

? завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

? выполнять аппликации из различных материалов  (бумага, природные материалы и т.д.);

? применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

? выполнять шнуровку.

 

Индивидуальная работа с воспитанниками по математическому развитию дошкольников под руководством Е.Н. Грушевской.

Рабочая программа кружковой деятельности «Математический Знайка» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка «Математический Знайка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю (15 минут). Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

При составлении программы используется «Программа математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• ФГОС ДО

Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.   Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

 

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.

Задачи кружка:

развивающие задачи направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

- математических способностей;

- мелкой моторики рук и глазомера;

- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

 

образовательные задачи направлены на:

- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах

математического развития дошкольников;

- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);

- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, класси-

фикация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);

- формирование простейших графических умений и навыков;

воспитательные задачи формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

 

Организация деятельности кружка:

В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (четверг), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность 15 минут). Кружок работает в течении учебного года (сентябрь- май). План кружка рассчитан на один год. Количество детей посещающих кружок - 26 чел. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

В работе использованы такие методы и приёмы как:

-сюрпризные моменты;

- игровые образы;

- игровые ситуации;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание предметов, картин;

- Д/И и упражнения;

- беседы.

 

Работа распределяется по разделам:

- Количество и счет,

- Ознакомление с геометрическими фигурами,

- Определение величины.

- Ориентировка во времени и в пространстве.

- Решение логических задач.

Количество и счет

Учить:

·                     сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

·                     устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

·                     понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;

·                     понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

·                     называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

·                     согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

·                     решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

Геометрические фигуры

Учить:

·                     приемам обследования зрительно-двигательным путем;

·                     видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

·                     с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

·                     с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.

Величина

Учить:

·                     сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

·                     выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

Ориентировка во времени

Учить:

·                     различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

·                     различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

Ориентировка в пространстве

Учить:

·                     различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

·                     обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

·                     двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).

Логические задачи

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

Форма организации:

- подгрупповая.

Интегрируемые образовательные области

Каждое занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.

«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве.

«Речевое развитие» включает:

- овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т.д.);

- формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);

- диалогической речи (ответы на вопросы).

 

«Художественно-эстетическое развитие» предполагает

чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа. На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.

 

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

К концу года ребенок:

- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- понимает, что фигуры могут быть разного размера;

- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использует в речи результаты сравнения;

- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

- обозначает словами положение предмета относительно себя;

- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

 

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»
Разработка и поддержка сайта